Лакан и дискурс желания: desidero ergo sum
Желание – это фундаментальное понятие человеческого опыта. Оно формирует индивидуальное и социальное бытие индивида. Желание определяет чувства, эмоции, идеи, решения, поступки человека. Оно задает вектор самопознания личности. Расшифровывая свое желание, субъект обретает собственное Я, осуществляет свой проект бытия в мире.
Желание – это не только способ конституирования Я. Будучи инвестированным в искусство, литературу, бизнес, политику, науку, образование, медицину, etc. желание создает символический капитал культуры. Художественные произведения, нормы этики, законы права, общественные институты, формы коммуникации, новые технологии – это продукты реализации нашего желания.
Желание уникально и, в то же время, универсально. Выражая различные грани человеческой экзистенции, оно чрезвычайно многолико и полиморфно. Поэтому желание интересует философию, культурологию, социологию, психологию, эстетику. Сегодня феномен желания находится в фокусе внимания крупнейших мыслителей и теоретиков.
Значительный вклад в исследование проблематики желания внес французский психоаналитик Жак Лакан. Мир человека, отмечает Лакан, «не является ни миром вещей, ни миром бытия. Он является миром желания как такового» [2. С. 317]. Именно желание определяет развитие личности, ее ценности, стратегии, ориентиры.
«Желание – это центральная функция в любом человеческом опыте» [2. С. 318]. Оно мотивирует наше слово, действие, жест. Желание представляет собой внутреннюю проекцию Я. Желание репрезентирует то, что мы видим, понимаем, творим. «Желание – это метонимия нашего бытия» [4. С. 409].
Изучая природу желания, Лакан предлагает новую теорию субъекта. Подчеркивая, что «человеческий опыт определяется структурой желания» [2. С. 320], Лакан утверждает, что субъект не исчерпывается cogito. В 11 книге «Семинаров» Лакан вводит понятие desidero и объясняет субъекта в терминах желания [5].
Тезис Декарта cogito ergo sum Лакан трансформирует в desidero ergo sum. Он не просто меняет приоритет, а создает иное основание для построения модели субъекта. Если субъект Декарта является мыслящим, сомневающимся и, потому, существующим, то субъект Лакана является желающим, пульсирующим, обретающим свое Я посредством Другого.
Лакан ясно описывает структуру желания и связанные с ней моменты влечения, признания, самоутверждения. Учитывая, что желание выражает много-
мерный модус отношения человека к миру, Лакан не ограничивается психоаналитической интерпретацией желания и делает выход в сферы антропологии, когнитологии, семиологии, лингвистики.
Лакан выделяет пять режимов существования желания: 1) нарциссический; 2) диалогический или гетерологический; 3) онтологический; 4) квазитрансцендентальный; 5) символический. Они тесно переплетаются между собой и даже плавно переходят друг в друга.
Первый режим желания – нарциссический.
Изначально желание имеет форму эротического самолюбования. Подобно античному мифу о Нарциссе, здесь объектом первичного эротизма оказывается собственный образ субъекта. Однако особенность нарциссического инвестирования заключается в том, что оно производится в иное, чем образ Я. Дело в том, что субъект не может построить свое Я как чистую самореференцию. Чтобы обозначить свое Я, индивид должен противопоставить себя не-Я. Следовательно, Я нуждается в Другом, ибо только отделяя себя от не-Я, субъект конституирует себя как личность. Идентификация Я apriori опирается на Другого. Без него Я никогда не состоится.
Поскольку субъект формируется в процессе общения с другими людьми, то Другой – важный элемент социализации Я. Другой – это объект, к которому всегда приковано мое внимание. Другой – это не только тот, в ком я нуждаюсь, но и тот, кто детерминирует мое желание. «Моим желанием оказывается желание Другого» [1. С. 195].
Второй режим желания – диалогический.
Вступая в коммуникацию с людьми, индивид рассчитывает на ответную реакцию. Здесь Лакан акцентирует не «ту функцию, которую желание выполняет в Другом, позволяя раз и навсегда установить подлинное различие между субъектом и Другим» [3. С. 415], а ту функцию, где желание устанавливает отношение взаимности.
Часто субъект не ограничивается пребыванием в своем внутреннем мире и «меняет собственное Я на то желание, которое он видит в Другом» [1. С. 225]. Тогда его желание не просто ориентировано на Другого, но и реализуется в Другом. Здесь «желание субъекта заявляет о себе как желание Другого» [3. С. 415].
Действительно, желание не существует без объекта интереса. «Желание субъекта может утвердиться лишь в отношении объекта, к которому тяготеет желание» [1. С. 225]. Таким объектом является близкий или возлюбленный. Благодаря желанию «субъект и Другой “вступают в символическое отношение я и ты, в отношение взаимности”» [1. С. 235].
Лакан отмечает, что желание не работает автономно. Оно становится признанным, только будучи сформулированным перед лицом Другого. «Возникшая в желании общность меня и Другого кладет начало признанию» [2. С. 77].
«Диалектика желания и требования… упирается в то, что называется признанием» [3. С. 414].
Третий режим желания – онтологический.
«Желание субъекта, пишет Лакан, целиком зависит от требования Другого, но и то, чего требует Другой, также зависит от субъекта» [3. С. 416]. Поскольку требование любви, присущее желанию, обнаруживает изъян моего автономного существования, то посредством желания субъект открывает неполноту своего бытия.
Когда человек нуждается в любви или признании, он понимает, что он не самодостаточен, осознает, что его бытие неполно. «Желание – это отношение бытия к нехватке» [2. С. 318]. «Именно в опыте желания, помеченным данной нехваткой, Я приходит к переживанию своего отношения с бытием» [2. С. 319].
Данная нехватка имеет не просто экзистенциальный, а онтологический характер. «Эта нехватка есть нехватка бытия как такового» [2. С. 318]. Желание есть признак неудовлетворения реальностью. Желание – это тяга к тому, что целиком превосходит нашу реальность. Желание маркирует идею трансценденции.
Четвертый режим желания – квази-трансцендентальный.
Строго говоря, объект желания – это не реальный, а идеальный объект. Он недостижим, так как его невозможно присвоить в полной мере. Даже если субъект в реальности сталкивается с объектом, обладающим признаком «объекта желания», он рано или поздно испытывает разочарование. Человек понимает: «это не совсем то!»
Но если то, что я получаю, не имеет отношения к «объекту желания», хотя и обладает всеми его признаками, тогда почему я желаю? Что инициирует мое желание? Лакан считает, что это фантазм, и вводит понятие «объект а». «Объект а» – это объект, который является причиной желания и ретроспективно предполагается самим желанием.
«Объект а» – не эмпирический объект, но это также и не трансцендентальный объект. Его можно представить как априорную структуру желания (desiderata), однако его нельзя описать так, как метафизика описывает врожденную способность души. Поэтому, используя терминологию Деррида, можно сказать, что «объект а» имеет квази-трансцендентальную природу. «Он функционирует как трансцендентальный, но не является трансцендентальным» [6. С. 84].
Пятый режим желания – символический.
Для того чтобы объект желания получил тематизацию, он должен быть выражен в языке. «Только на стыках речи, на уровне ее появления, развития, расширения заявляет о себе желание. Оно возникает в момент своего воплощения в речи, вместе с символическим строем» [2. С. 334].
Желание обозначается посредством языка. Однако проблема заключается в том, что объект желания не предстает в четком и завершенном виде. Желание невозможно увидеть невооруженным взглядом. Поэтому Лакан говорит «о желании в терминах, предполагающих лишь относительную объективацию» [2. С. 316].
Лакан считает, что желание возникает как результат разрыва означаемого и означающего. «Ручеек, где протекает желание, это не просто модуляция означающей цепочки, а то, что стелется под ней… то, что проходит под всеми значениями, от одного означающего цепочки к другому» [4. С. 409].
Соответственно, желание всегда амбивалентно. С одной стороны, оно фиксируется в речи, а с другой – оно предшествует любой артикуляции. Анализ такой двойственности открывает зазор, где рождается «смутный» объект желания. Это область социума или культуры, которую Лакан называет «символическим».
Таким образом, Лакан создает оригинальную концепцию желания. Она частично восходит к Фрейду, но не исчерпывается схемами классического психоанализа. В отличие от Фрейда, Лакан не редуцирует желание к интимной сфере [2. С. 324], а рассматривает его как универсальную форму человеческой чувственности.
Желание – это исходное условие бытия индивида. Мир человека конституируется как мир его желания. Самоидентификация личности осуществляется не только в актах сознания, но и в процессе расшифровки себя в качестве субъекта желания. Герменевтика желания – это главный ключ к пониманию человека и общества.
Литература:
- Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа. – М.: Логос, 1998.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа. – М.: Логос, 1999.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 5. Образования бессознательного. – М.: Логос, 2002.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 7. Этика психоанализа. – М.: Логос, 2006.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 11. Четыре основных понятия психоанализа. – М.: Логос, 2004.
- Baas B. De la chose a l’object. Jacques Lacan et la traverse de la phenomenologie. Leueven: Peeters Vreen, 1998.