Видео. “Фрейд” (минисериал 6 серий, BBC)
Самое удачное до сего времени жизнеописание Зигмунда Фрейда (1856 —
1939). Обрамление основного действия — показ последних месяцев земного
бытия учёного, когда он – вывезенный из захваченной фашистами Австрии,
страдающий раком старик – вспоминает различные эпизоды из своего долгого
жизненного пути.
Доверие к фильму усиливает
умный сценарий (Кэри Харрисон), показывающий неоднозначную, но
исключительно талантливую личность одарённого еврейского исследователя
из провинции, поставившего себе цель добиться признания в столице
империи — Вене. Создатели ленты поставили перед собой сложную почти
невыполнимую задачу — донести до зрителя суть психологического метода
великого учёного. Отсюда обилие теоретических рассуждений, споров с
именитыми и не очень коллегами, современниками Фрейда, подробный показ
его сеансов психоанализа. Не менее важным компонентом повествования
стало изображение непростых отношений Зигмунда с его близкими, прежде
всего с женой Мартой (Хелен Борн), её сестрой Минной (Сюзан Бертиш) и
дочерью Анной (Элисон Кей) Создать, опираясь на столь непростой
материал, жизненный образ учёного — дело крайне сложное, тем более, что
Фрейд в подаче авторов сериала отнюдь не идеальный жрец высокой науки.
Перед
нами предстаёт противоречивый и часто мятущийся человек, увлекающийся
новыми идеями, но способный переходить от одной позиции к другой, если
пройденный этап становится тормозом для дальнейшего развития. Чего стоит
подробный показ пристрастия исследователя к кокаину в котором Фрейд
несколько лет увидел чуть ли не панацею от многих заболеваний, не сразу
рассмотрев его свойства наркотика, вызывающие у пациентов стойкую
зависимость.
Достаточно отчётливо просматриваются постоянные
сомнения знаменитого психиатра в своих достижениях, основанные на том,
что используемый им для своих заключений материал из жизни пациентов, их
сны, галлюцинации, детские впечатления лишь с большой натяжкой можно
признать объективными данными. (Кстати, логически и художественно
оправдано изображение в шестой серии того, как по мере развития болезни и
ухудшения физического состояния Зигмунд всё более оказывался во власти
всплывающих из памяти и подсознания видений и обрывков воспоминаний).
Именно поэтому отец психоанализа постоянно искал подтверждения своей
теории “апробируя” её положения на близких людях. В такие моменты Фрейд
бывал с ними деспотичен, требовал безусловного доверия и подчинения,
жестоко открывал перед ними тёмные стороны своей натуры, заведомо зная,
какое это на них произведёт. Вот с таким сценарием имел дело исполнитель
заглавной роли Дэвид Суше и надо особо подчеркнуть его актёрскую
победу; он сумел насытить заглавную роль жизненной энергией и создать
убедительный в своей противоречивости образ великого психолога.
Оставим
в стороне многие аспекты содержательного сериала и обратимся к
интересующей нас теме. На экране мы видим еврейское окружение Фрейда:
его в достаточной мере ассимилированную семью, в которой отец, небогатый
коммерсант Яаков (Говард Горни) лишь иногда появлялся в кипе. В большей
степени соблюдают традицию родители будущей жены главного персонажа
Марты Бернайс. Они настаивают на традиционном бракосочетании под хупой и
девушка просит жениха перед свадьбой выучить необходимые слова
свадебного обряда на иврите. Но ассимиляция не защищает от юдофобии,
которая постоянно маячит на горизонте еврейских семей. Недаром Минна
объясняет в одном из эпизодов почему еврейские женщины боятся ходить в
одиночку по Гамбургу – «стыдно жить в таком городе, где мужчины могут
сказать, что евреев нужно посадить на корабли, вывезти в море и там
утопить». О том же известная из воспоминаний Фрейда и рассказанная им с
экрана история, когда он в юности шёл с отцом по улице и какие-то
антисемиты с насмешками сбили с Яакова шляпу. Тот, не возразив ни слова,
поднял головной убор и пошёл дальше. «Никогда я не видел отца таким
жалким и униженным» – заключил Зигмунд. (Этот факт показан в ленте
Акселя Корти «Молодой доктор Фрейд» – см каталог). Подчеркнём,
случившееся произошло за много десятилетий до Холокоста.
И
вместе с тем показано как великий психоаналитик испытывал притягательное
воздействие европейской культуры. По фильму оно началось с рассказов
его няньки Терезы — истово верующей католички, знакомившей
впечатлительного ребёнка с основными понятиями христианства. Не оттуда
ли любовь Фрейда к Италии. Авторы кинокартины неоднократно упоминают и
показывают его поездки в Рим, Флоренцию, где он посещал музеи, соборы.
Такие визиты расширяли его кругозор, оживляли мышление, подталкивая к
неожиданным для его инонациональных коллег выводам.
В этом
умении синтезировать знания существующие в рамках различных культур и
обобщать их. Ведь и свою теорию о значении сексуальности в жизни людей
он создал на основе бытующих среди врачей мнений о важности интимной
сферы. Отсюда же его способность предлагать неожиданные способы лечения.
Вот он предлагает знаменитому Шарко стереть из сознания одной из
пациенток с помощью гипноза роковые воспоминания, ставшие причиной
тяжёлого нервного расстройства. Ведь тогда болезнь может покинуть её
совсем. Но смотрите какой ответ вкладывают создатели ленты в уста
французского психиатра.
«Такое мог предложить только еврей (…)
Евреи — граждане мира. Это люди внешне практичные, жесткие,
интеллектуальные. Но под этой маской солидности они мечтатели, движимые
чувством вины и от чего-то бегущие. От чего? Зачем пытаться стереть
прошлое? Вы хотите сделать эту больную вечной, как Вечный жид?» Похоже
Шарко связал причину появления столь необычного метода с желанием многих
евреев вытравить из памяти столетия преследований их общин в
европейских странах. Фильм не уточняет подтекст такого высказывания.
Оставим и мы своё утверждение на уровне предположения.
Сложившись
как виднейший специалист своего дела на стыке культур, Фрейд, тем не
менее не допускал и мысли отказа от принадлежности к еврейству. А ведь
он прекрасно понимал, что стоит только креститься и карьерный рост, в
частности быстрое получение вожделенного звания профессора, был бы ему
обеспечен. Но по фильму он осудил соплеменника Малера (знаменитый
композитор и дирижёр), когда тот принял протестантизм ради места
директора Венской оперы. Верность своей “пятой графе” объясняет интерес
Зигмунда к истории и культуре своего народа, хотя его толкование страниц
прошлого (например биографии Моисея) носит откровенно полемический
характер. Но главное его вклад в психологию, который, при всей спорности
ряда положений, огромен. Эпитафия учёному — слова Софокла «Он разгадал
загадку сфинкса». Естественно, на все вопросы Фрейд ответы не дал, но
повернул человечество к самопознанию. И, если зрителя не устрашат
сложности восприятия сериала, он найдёт в нём богатую пищу для
размышлений. Материал для понимания вклада евреев в мировую науку.
Александр Марголис