Статья. Лакан “Бог лукав, но при этом честен”

Статья. Лакан “Бог лукав, но при этом честен”

Понятие дискурса является основополагающим. Даже для того, что мы зовем объективной реальностью, для мира, превращенного наукой в объект, дискурс принципиально важен, так как мир науки, о чем часто забывают, это прежде всего мир сообщающийся, мир, воплощенный в научных коммуникациях. Сколь бы сенсационные результаты вы на опыте ни получили, толку в этом не будет, пока по вашим сообщениям об этом опыте его не сумеет воспроизвести кто-то другой. В этом критерий научного признания и со стоит.
Нарисовав на доске таблицу из трех рубрик, я локализовал различные отношения, в которых мы можем анализировать дискурс страдающего бредом больного. Схема эта не является схемой мира – перед нами лишь фундаментальное условие любого соотношения. По вертикали расположены регистр субъекта, регистр речи, и регистр инаковости как таковой, то есть Другого. Стержнем функции речи является субъективность Другого – тот факт, иными слова ми, что Другой является, по сути своей, тем, кто способен, подобно самому субъекту, убеждать и обманывать. Когда я сказал вам, что в Другом обязательно должен быть сектор объектов совершенно реальных, ясно было, что это введение в Другого некой реальности всегда является функцией речи. Дабы что бы то ни было имеющее отношение к субъекту и Другому могло иметь основу в реальном, необходимо наличие где-то чего-то такого, что никогда не обманывает. Диалектическим коррелятом основоположной структуры, которая делает речь одного субъекта к другому речью-об- манщицей, является существование чего-то такого, что не обманывает.
Функция эта, обратите внимание, выполняется очень по-разному, в зависимости от культурных ареалов, в которых вечная функция речи свою роль исполняет. Вы ошибаетесь, если думаете, будто эту роль всегда исполняют те же самые и одинаковым образом описываемые элементы.
Возьмем Аристотеля. Хотя все, что он говорит нам, мы отлично понимаем, элемент, который не обманывает, занимает у него и у нас совершенно разное положение. Где находится этот элемент у нас?
Что бы ни полагали на сей счет умы, мыслящие поверхностно, как это свойственно среди вас, в первую очередь, тем, чье мужественное и позитивистское мышление путы религиозных представлений полностью с себя сбросило, тот факт, что ваша жизнь приходится в эволюции человече ского мышления именно на этот момент, не означает еще, будто к вам не относится то, что недвусмысленно и строго сформулировал в одном из своих Размышлений Декарт, го воря о Боге, который не может нас обмануть.
Это настолько верно, что даже такой ясный ум, как Эйнштейн, высказал, когда речь зашла об использовании символического регистра, в котором он сам работал, ту же самую мысль: Бог, сказал он, лукав, но при этом честен. Представление, согласно которому реальное, как бы тонко оно для понимания ни было, не может сыграть с нами злую шутку, не станет нас откровенно дурачить, является для мира науки, хотя никто об этом особенно не задумывается, краеугольным камнем.
При всем том я готов, конечно, признать, что ссылаясь на Бога, который не обманывает, как на единственный не оспоримый принцип, мы опираемся на результаты, достигнутые наукой. И в самом деле, нет никаких свидетельств о том, будто в сердцевине природы кроется некий демон-обманщик. Но несмотря на все это, нельзя отрицать: для того, чтобы наука могла сделать первые шаги и экспериментальные науки могли сложиться, необходим был акт веры. Для нас очевидно, что материя не жульничает, что злостно фальсифицировать наши опыты и ломать приборы она не станет. Если такое случается, значит мы где-то ошибаемся сами – о том, чтобы она нас нарочно сбивала с толку, не может быть речи. Но это представление отнюдь не с неба свалилось – понадобилась вся иудео-христианская традиция, чтобы безоговорочно его принять.
Если наука со свойственной ей цепкостью, упрямством и смелостью возникла именно в этой традиции, то это про изошло в силу того, что не только в основу вселенной, но и в основу закона, эта традиция положила единый принцип. Ведь сотворена ex nihilo, согласно ей, не только вселенная – сам закон тоже сотворен из ничто. Именно вокруг этого и шли, да и по сей день идут в Богословии споры между рационалистами и волюнтаристами. Могут ли критерии добра и зла определяться лишь своего рода капризом Господа Бога?
Именно радикальность иудео-христианской мысли в этом вопросе и позволила сделать решительный шаг, вполне заслуживающий названия акта веры – уверенность в том, что существует нечто такое, в чем нет абсолютно ни какой лжи. То, что шаг этот представляет собой именно акт, принадлежит самой сути дела. Представьте только себе, что было бы, если бы мы, подвигаясь вперед в нынешнем темпе, вдруг обнаружили, что наряду с протоном, мезоном, и им подобным, в атомной механике присутствует еще один, добавочный элемент, с которым мы не считались и который нас водит за нос? Нам, поверьте, было бы не до смеха.
Аристотелю все представлялось совершенно иначе. Что же в природе действительно убеждало его в том, что Другой, как реальный, действительно не обманывает? То, что вновь и вновь возвращается на прежнее место – небесные сферы. Представление о небесных сферах как о чем-то нерушимом, принадлежащем иной, божественной природе, было унаследовано у античной мысли христианской средневековой традицией и долго оставалось достоянием христианской мысли. Речь идет не только о схоластической традиции как таковой (подобные представления для человека, можно сказать, естественны) – если нас с вами то, что про исходит в небесных сферах, больше не занимает, то в этом, скорее, наше своеобразие. До самого последнего времени придавать происходящему в небесных сферах особенное значение было свойственно всем культурам, в том числе тем, чей уровень астрономических знаний свидетельствует о многовековой традиции раздумий и наблюдений. С тех пор, как наша культура решилась, наконец, понять и при нять иудео-христианскую традицию буквально, она стала исключением из общего правила. До сих пор отделить мысль философов, как и богословов, а значит, и физиков, от представления о высшей природе небесных сфер, не представлялось возможным. Сам строй их является – это уже наши слова – материализованным тому свидетельством: где строй и мера, там нет обмана.
И только для нашей культуры характерна черта, общая для вас всех, кроме разве некоторых, кто специально интересуется астрономией: ни о регулярном возвращении звезд и планет на прежнее место, ни о затмениях мы особенно не задумываемся. Для нас это не имеет значения: мы знаем, что иначе и быть не может. Между так называемой ментальностью (словечко, которое я терпеть не могу) людей вроде нас, для которых гарантией законов природы является про стая уверенность в том, что обмануть нас она не может, что существует где-то нечто такое, что гарантирует истинность реальности и что Декарт и называет как раз Богом, который не лжет, с одной стороны, и нормальным, естественным, разделяемым большинством культур убеждением, что га рантом реальности является, как бы его себе ни представляли, небо, с другой, лежит пропасть. Семинар “Психозы”

Опубликовано:27.03.2019Вячеслав Гриздак
Подпишитесь на ежедневные обновления новостей - новые книги и видео, статьи, семинары, лекции, анонсы по теме психоанализа, психиатрии и психотерапии. Для подписки 1 на странице справа ввести в поле «подписаться на блог» ваш адрес почты 2 подтвердить подписку в полученном на почту письме


.