Отрывок. Даниэль Шребер. “Мемуары больного, страдающего нервной болезнью”
Введение
Так как я твёрдо решил в ближайшем будущем добиться выхода из больницы,
чтобы опять начать жить среди здоровых и умных людей, пребывая в
домашней атмосфере вместе со своей женой, то вынужден дать некоторые
сведения о себе. Тем персонам, которые будут составлять моё окружение,
по меньшей мере необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о
моих религиозных взглядах, чтобы они, хотя если и не полностью, смогли
разобраться в некоторых кажущихся странностях моего поведения, по
меньшей мере им нужно хотя бы догадываться о неизбежности, с которой мне
были навязаны эти странности.
Примечание. Занимаясь всё больше написанием этой книги, мне пришла в
голову идея, что книга может предоставлять интерес для более широкого
круга читателей. И, тем не менее, мне нужно сказать то, что я упустил
сказать раньше, что ближайшим поводом к написанию книги было желание
получше познакомить жену с моими личными переживаниями и религиозными
представлениями. Именно в них и можно будет найти объяснение тому, что в
этой книге по самым разным поводам даются подробные объяснение хорошо
всем известных научных фактов, онемечиваются иностранные слова и т. д.,
что вряд ли необходимо делать, когда пишешь работу для научно
эрудированного читателя.
Моей цели хорошо послужит и то, что буду пытаться дать другим людям, по
меньшей мере, хотя бы в некоторых местах разумное объяснение тех
сверхчувственных вещей, познание которых приоткрылось для меня почти
шесть лет назад. Я заранее не могу рассчитывать на полное понимание со
стороны читателя, так как речь будет идти частично о таких вещах,
которые вообще никаких аналогий на обычном человеческом языке не имеют,
так как возможности человеческого понимания не распространяются на эту
область. Да я и сам не могу с абсолютной уверенностью утверждать, что
Всё является для меня самого неопровержимым и убедительным; кое-что и
сейчас остаётся для меня в сфере догадок и предположений. Ведь я тоже
всего на всего человек, а потому мои познания тоже ограничены; только на
этом и основывается моя уверенность в том, что я нахожусь бесконечно
ближе к правде, чем все другие люди, для которых божественное откровение
ещё не превратилось хотя бы частично в истину.
Чтобы в какой-то степени быть более понятным, буду выражаться образами и
метафорами, которые местами, возможно, будут только частично
соответствовать действительности; так как сравнение с общеизвестными
фактами и опытом из жизни людей является единственным путём, посредством
которого человек может по меньшей степени до определённой степени
поделиться с другими своими сверхчувственными познаниями, которые, тем
не менее, всегда остаются непонятными в своей глубинной сущности. Где
перестаёт отказывать рассудочное познание, там начинается область веры;
человек должен научиться привыкать к тому, что есть вещи, которые
истинны по своей природе и в то же время, недоступны для его разумения.
Так, например понятие вечность само по себе наделено для человека чем-то
непостижимым. Человек не способен себе представить, что может иметься
какая-либо вещь, которая не имеет ни начала, ни конца, истоки которой не
могут сводиться ни к чему иному, как к самой себе. И, тем не менее,
вечность относится к неизменным атрибутам Бога, как я считаю и верю, и
как делают все верующие люди. Человек никогда не перестанет задавать
вопрос: “Если Бог создал мир, то каким же образом возник сам Бог?” На
такой вопрос никогда не будет получен ответ. Что-то подобное и с
понятием божественного творения. Человек только что и может себе
представлять, что возникновение новой материи из уже существующей
материи под воздействием преобразующей силы. А я верю – и даже надеюсь в
последующем на отдельных примерах это доказать -, что божественное
творение заключается в творении из ничего (из пустоты). Даже в
изречениях нашей благовестной религии можно встретить кое-что, что никак
нельзя полностью охватить человеческим разумом. Когда христианская
церковь учит, что Иисус Христос есть Сын Божий, то это всегда нужно
понимать только в наделённом тайной смысле, мало что имеющим со
значением слов в обычном человеческом понимании. Ведь никто же не будет
утверждать, что Бог превратился в существо, наделённое половыми органами
человека, и имел контакт с женщиной, из чрева которой вышел Иисус
Христос. – Схоже обстоит дело с триединством, с возрождением плоти и
другими христианскими догмами. Этим я ни в коем случае не хочу сказать,
что в качестве истинных я признаю все христианские догматы в смысле
нашей ортодоксальной теологии. Скорее, наоборот, у меня есть все
основания считать, что некоторые из них являются не истинными или если и
истинными, то с большими ограничениями. Это, например, относится к
возрождению плоти, догмат этот может притязать только на относительно и
ограниченную временем (а не представлять конечную цель развития) истину,
скажем в форме транспортации душ. Относится это и к вечному проклятию,
которому якобы будут преданы определённые люди. Представление о вечном
проклятии – которым всегда будут пугать человека, несмотря ни на какие,
на мой взгляд, основанные на софизмах учения, например, когда Лютхардт в
своих апологетических докладах пытается превратить ужас в нечто
приятное – отнюдь не соответствует истине, как и вообще (человеческое)
понятие о наказаниях. Последнее является всего на всего одним из
инструментов власти, служащим для достижения определённых целей внутри
человеческого общества. Наказание, по меньшей мере, игнорирует
представления о потустороннем мире. Об этом более подробно я буду
говорить дальше.
С другой стороны, я могу дать более точное объяснение некоторым
христианским догматам на основе того, что пережито мной самим, а именно,
каким образом те же самые явления можно объяснить посредством чуда,
произведённого Господом. Скажем, непорочное зачатие Иисуса Христа
девственницей – то есть, женщиной, никогда не имевшей половых контактов с
мужчиной – такое ведь испытал я и сам, в своём собственном теле. Два
раза (а именно в то время, когда ещё находился в больнице Флексига) я
уже имел, хотя и не совсем до конца развитые женские гениталии. А внутри
своего тела я ощущал тогда подпрыгивания и толчки, причём именно такие,
которые соответствуют первым жизненным побуждениям человеческого
эмбриона: посредством Чуда, сотворённого Богом, в моё чрево были
заброшены нервы Бога, соответствующие мужскому семени; то есть,
состоялось оплодотворение. Далее, мне удалось прийти к довольно ясному
представлению о том, каким именно образом осуществилось воскрешение
Иисуса Христа; в последнее время пребывания в флексигской больнице и в
первое время моего пребывания вне её стен я в сотнях случаях замечал,
что посредством Чуда, сотворённого Богом, образы людей появляются на
короткое время, чтобы потом опять раствориться в вечности, исчезнуть –
говорившие внутри меня голоса назвали это явление “мимолётно явившимися
людьми”. Среди них были и давно умершие люди, как, например доктор
Рудольф Я., которого я видел в так называемой Пирсонской больницы в
Косвиге (Саксония), да и ещё некоторые люди, которые, по-видимому,
претерпели метаморфозу души, как, например старший прокурор Б, советники
Верховного суда доктора Н. и В., тайный советник доктор В., адвокат
В., мой тесть и другие. И все они ведут так называемую сновидческую
жизнь, то есть не стараются произвести впечатление, удивляя своей
способностью вести разумный разговор, хотя я и сам тогда ещё не был
склонен к беседам, и главным образом потому, что считал, что вокруг
меня находятся не реальные люди, а только чудесно сделанные куклы. В
результате подобного рода переживаний я склонен считать, что и Иисус
Христос, который как истинный человек умер истинной смертью,
впоследствии под воздействием сотворённого Богом чуда на короткое время
заново появлялся в качестве “мимолётно явившегося человека”. Делал он
это для того, чтобы усилить веру своих приверженцев, готовя этим
надёжное место в душе людей для идеи бессмертия, а потом конечно он
вынужден был подчиняться естественному растворению, которое неизбежно
для “мимолётно явившихся людей”, причём, само собой разумеется, что не
исключается (об этом ещё будет сказано ниже), что его нервы оделяли
людей блаженством. А вот догмат о вознесении Христа на небеса, в полном
соответствии с моими взглядами, я считаю за чистый вымысел, тот догмат,
который повторно наделяет учеников Христовых после исчезновения в
результате смерти присущим им прежде физическим телом.
Из-за противоречивости отношений человека к Богу, вначале я должен
сделать несколько замечаний о природе Бога и человеческой души, которые
пока могут быть выставлены только в качестве аксиом – не нуждающихся в
доказательствах высказываниях -, попытка обосновать их, насколько это
вообще возможно, будет сделана только в последующем ходе рассказа.
Человеческая душа находится в нервах тела, о физической природе нервов я
как дилетант ничего, кроме того, что это структуры необычайной
тонкости, сказать не могу – их можно сравнить только с тончайшими нитями
волокна. Так вот на возбудимости нервов в результате внешних
впечатлений покоится вся психическая жизнь человека. Нервы начинают
колебаться и вибрировать, и непонятно каким образом производят в нас
ощущения наслаждения и неудовольствия. У нервов есть способность к
запоминанию воспринятых впечатлений (человеческая память), а также
возможность, посредством напряжения волевой энергии побуждать мышцы
тела, в которых они находятся, к любой деятельности. Нервы развиваются
от нежнейших истоков (в качестве человеческого зародыша, в качестве
детской души) до многослойной системы, охватывающей самые широкие
области человеческого знания (душа зрелого человека). Часть нервов
подходит только для приёма чувственных впечатлений (зрительные,
слуховые, осязательные нервы, нервы удовлетворённости и т. д.), которые
таким образом оказываются способными только на ощущения света, звука,
тепла и холода, голода, удовлетворённости, боли и т. д.; другие нервы
(нервы разума) воспринимают и сохраняют более сложные психические
впечатления и дают волевым органам целостного организма человека стимулы
для проявления своей силы в отношениях с внешним миром. При этом,
похоже, обнаруживается следующая закономерность: каждый отдельный нерв
разума репрезентирует всю психическую индивидуальность человека, на
каждый отдельный нерв разума так сказать записана вся общность
впечатлений (если эта гипотеза верна, то она тогда одновременно
разрешает проблему наследственности и изменчивости, то есть, тот факт,
что дети в определённых отношениях оказываются схожими со своими
родителями и предками, а в других отношения – отличаются. Мужское семя
содержит нерв отца и объединяется с одним нервом, взятым из тела матери,
образуя новую единицу. Эта новая единица – будущий ребёнок, заново
приводит к появлению на свет отца и матери, а в зависимости от
самочувствия будет доминировать то один, то другой родитель. Во время
своей жизни ребёнок и со своей стороны начинает принимать новые
впечатления, а позже передаёт приобретённое им своеобразие указанным
способом опять же своим потомкам. Представление о существовании особых
нервов предопределённости, в том виде как они изображены в одноимённой
работе Преля, если мне не изменяет память, таким образом, лишается любых
оснований.). Большее или меньшее число имеющихся нервов разума влияет
только на временные факторы, в то время, как воспоминания остаются
сохранными независимо от количества этих нервов. Сколько долго бы не жил
человек, он остаётся одновременно и телом, и душой; нервы (душа
человека) питаются и поддерживаются в деятельном состоянии энергией
тела, функции которого во многом остаются такими же, как и у животных.
Если тело утрачивает свою жизненную силу, то для нервов наступает
состояние бессознательности, которую мы называем смерть, и намёки на
которую мы встречаем ещё во сне. Но это отнюдь не говорит о том, что
душа действительно угасла; поступающие впечатления чаще всего доходят до
нервов; только душа как бы сказать пребывает в зимней спячке, как это
делают более низкие виды животных. Душу можно пробудить к новой жизни
способом, о котором я расскажу ниже.
И заранее Бог является только нервом, не телом, потому Бог чем-то
родственен человеческой душе. Но нервы Бога отличаются от тех, что
существуют в человеческом теле, причём в ограниченном количестве. Нервы
Бога бесконечны и вечны. У них те же качества, которые мы встречаем в
человеческих нервах, только у Бога эти качества безмерно превышают наши.
Нервы Бога обладают способностью перемещаться в любую сколь-нибудь
мыслимую вещь создаваемого Им мира. В такой своей функции нервы
называются излучением (транспортацией). Именно в таком свойстве и
заложена сущность Божественных творений. Между Богом и звёздным небом
существует тесная связь. Я не осмеливаюсь заявлять, что человек вообще
может прямо сказать, что Бог и звёздный мир это одно и то же, или что,
всю общность нервов Бога нужно представлять как нечто располагающееся
ещё выше звёзд, а потому сами звёзды и особенно наше солнце являются
только отдельными станциями, по которым проходит путь создающего чудеса
Бога к нашей земле (и некоторым другим населённым планетам).
Обо всё этом догадывались наши писатели, писавшие: “Над шатром из ярких звёзд есть жилище доброго Отца” и т. д.
Такая же большая неуверенность существует у меня и по поводу того,
созданы ли Богом и физические тела (неподвижные звёзды, планеты и т. д.)
или же Божественные творения ограничиваются исключительно живым
(органическим) миром. Потому наряду с непосредственно для меня ощущаемым
существованием живого Бога, ещё остаётся место и для гипотезы
Канта-Лапласа о возникновении Вселенной из рассеянных частиц. Полная
истина, вероятно, лежит (чем-то напоминая четвёртое измерение) на
диагонали обоих типов представлений (миры живого и неживого), которые
разом пока человек не способен охватить. Но в любом случае энергия
солнца, наделяющая нас светом и теплом, в результате чего она стала
причиной любой органической жизни на Земле, является лишь одним из
непосредственных проявлений жизни Бога. Потому и божественное
чествование солнца, которое мы встречаем у очень многих народов
древности, хотя и не включает в себя всю истину, содержит не такое уж и
далёкое её ядро.
Учения нашей астрономии по поводу движений, удалённости и физических
качеств небесных тел и т. д. могут в принципе оказаться верными. Но
нисколько не сомневаюсь, опираясь на мой внутренний опыт, что и наша
астрономия ещё не достигла полной истины в вопросе энергии звёзд,
излучающих свет и тепло; почему-то небесные тела продолжают
представлять, опосредованно или непосредственно, только в качестве
частей созидающего Чудо Бога, частей, непосредственно обращённых к
Земле. В качестве доказательств моих взглядов предварительно приведу
только те факты, в которых я не сомневаюсь, а это то, что солнце уже
несколько лет говорит со мной на человеческом языке, позволяя
посредством этого признать в нём живое существо или орган ещё более
высокого существа, стоящего за ним. Изменения погоды полностью связаны с
Богом; это случается под воздействием большего или меньшего излучения
тепла солнцем, так сказать само собой, но в особых случаях Бог может
направлять энергию по определённым направлениям в соответствии со
своими собственными планами. Я, например, получил достаточно надёжные
сведения о том, что жестокая зима 1870-71 годов была делом, затеянным
Богом, чтобы чаша военных удач перешла на сторону немцев. Да и гордые
слова, сказанные перед уничтожением испанской армады Филиппа II в 1588
году: Deus afflavit et dissipati sunt (Бог раздует паруса, и они
исчезнут) скорее всего, содержат в себе историческую правду. Но при
этом солнце называют только инструментом проявления воли к власти Бога,
инструментом, предназначенным, прежде всего для Земли. В
действительности же погода зависит и от остальных небесных тел. Ветер
или шторм возникают, прежде всего, потому, что Бог отдаляется от Земли
на слишком большое расстояние. А среди сегодняшнего противоестественного
мирового порядка предсказанию погоды мешает то, что погода в
определённой степени зависит ещё и от моих действий и мыслей. Как только
я предаюсь бессмысленному препровождению времени, или, что то же самое,
прекращаю заниматься деятельностью, связанной с интеллектуальными
занятиями, скажем, прекращаю играть в саду в шахматы, так тотчас
появляется ветер. Тому, кто всё-таки сомневается в этом, конечно же,
очень странно звучащем утверждении, тому могу, чуть ли не ежедневно
дать возможность убедиться в правильности сказанного мною. Это для меня
сделать столь же легко, как и так называемое мычание, которое я не раз
проделывал по отношению к разным персонам (тайному советнику моей жены,
моей сестры и т. д.). Причина этого заключается в том, что Бог, как
только я начинаю предаваться безделью, пытается отвернуться от меня,
считая, что я сумасшедший.
В результате исходящего от солнца и остальные небесных тел света у Бога
есть возможность воспринимать всё, что происходит на Земле (как и на
некоторых других планетах), человек бы сказал здесь: видеть. Поэтому о
солнце и свете звёзд образно можно говорить как о глазе Бога. Бог
радуется всему, что он видит, а видит он произведения своей творческой
силы, подобно тому, как человек радуется сделанному своими руками или
созданному своей интуицией. При этом всё было так – до упоминаемого мною
дальше кризиса -, что Бог, в общем-то, предоставил созданный им мир и
находящихся там органических существ (растения, животные, люди) на
произвол самим себе, заботясь только о снабжении их солнечным теплом,
чтобы этот мир сохранялся, рождалось потомство и т. д. Как правило,
непосредственного вмешательства Бога в судьбы отдельных людей и народов
не бывает – такое состояние я называю идущим в строгом согласии с
мировым порядком. Но и здесь то там, то тут бывают исключения. Но
никогда это не случается, да и не может происходить слишком часто, так
как связанное с этим приближение Бога к живущему человечеству для самого
Бога связано с определёнными опасностями – о причинах, которых мы
поговорим позже. Так, например, особенная, страстная молитва могла бы
дать Богу повод вмешаться в отдельную судьбу, помогая чудом (то, что Бог
может устранить любой зародыш болезни в человеческом теле посредством
нескольких чистых лучей, я сам пережил бесчисленное количество раз на
самом себе, да и сейчас заново повседневно это переживаю) или счастье
целого народа (в войне и т. д.) посредством чуда направить в нужное
русло. Бог способен войти в связь и с некоторыми высокоодарёнными людьми
(писателями и т. д.) (говорящие со мной голоса назвали этот процесс
“вхождение в сообщничество с нервами другого”), чтобы оделить их
какими-нибудь плодотворными мыслями и представлениями о потустороннем
мире (и именно, в сновидении). Только такое “сообщничество с нервами” не
может стать правилом, так как не до конца понятное качество нервов
живых людей, и именно в состоянии чрезмерного возбуждения, производит на
нервы Бога такое притягательное воздействие, что Бог не может от него
избавиться, то есть, это угрожало бы существованию самого Бога.
(Дополнение, сделанное в ноябре 1902 г.) Представление об исходящем от
отдельных человеческих тел или – в моём случае – от одного единственного
тела человека притягательном воздействии, проявляющемся на столь
чудовищно далёких расстояниях, должно само по себе казаться совершенно
абсурдным, особенно если придерживаться традиционного, чисто
механического подхода к известным нам силам природы. И, тем не менее, я
ни сколечко не сомневаюсь в существовании такого притягательного
воздействия. Возможно, Вы скорее согласитесь со мной, если вспомните,
что излучение это является живым существом, потому и говоря о
притягательном воздействии мы не имеем в виду чисто механическую силу.
Скорее речь тут идёт о чём-то, наделённом психологическими побуждающими
силами. “Притягательным” для лучей является то, что им интересно.
Похоже, что взаимоотношения здесь напоминают те, о которых поёт Гёте в
своём “Рыбаке”: “Наполовину – увлекла, наполовину – погубила”.
Постоянное общение Бога с душами людей начинается только после их
смерти, когда для них земной мир погиб. Бог может приближаться к трупам
без всякой опасности. Делает он это для того, чтобы их нервы, в которых
самосознание не угасло, а только пребывает в покое, посредством энергии
лучей вытащить из тела и приблизить к себе, пробуждая этим нервы к новой
небесной жизни. Под влиянием лучей возвращается самосознание. Новая
потусторонняя жизнь называется блаженством, но до неё душа человека
должна возвыситься. Конечно, это не может происходить без
предшествующего очищения и наведения порядка в нервах людей. Процессы
эти могут быть более или менее длительными в зависимости от качеств
человеческих нервов, а, кроме того, необходимо ещё прохождение
определённых предварительных ступеней. Бог или – если Вы предпочитаете
другие выражения – небеса нуждаются только в чистых человеческих нервах,
так как новое предназначение людей – присоединиться к самому Богу,
чтобы, в конце концов, в качестве “преддверия небес” (Выражение
“преддверие небес” придумано не мной, а, как и все другие выражения,
заключённые в этом сочинении в кавычки (например, приводившиеся выше
“мимолётно являющиеся люди”, “сновидческая жизнь” и т.д.), являются
только названиями, которые каждый раз, говоря о соответствующем явлении,
сообщали говорящие со мной голоса. Это выражения, к которым бы я сам
никогда не пришёл, я никогда не слышал их от людей, частично они носят
научный, прежде всего медицинский характер, хотя не знаю, насколько
распространены они в соответствующих науках о человеке. Я ещё буду
обращать к этому внимание, говоря дальше об отдельных, особо приметных
случаях.) превратиться в определённую составную часть самого Бога. Нервы
у нравственно падших людей черны; нравственно чистые люди имеют белые
нервы; чем выше стоит человек в нравственном отношении в своей жизни,
тем больше качества его нервов приближаются к совершенной белизне или
чистоте, тем качествам, которые нервам Бога присущи изначально. У людей,
стоящих очень низко в нравственном отношении, скорее всего окажется
так, что большая часть нервов вообще не найдёт себе применения; по
подобным критериям будут определяться различные степени блаженства, до
которых может подняться человек; а возможно так здесь ещё будет
определяться и время в течение которого самосознание будет сохраняться в
потусторонней жизни. Вряд ли здесь можно будет полностью обойтись без
предварительной прочистки нервов, так как трудно найти человека, который
бы был полностью свободен от грехов, чьи нервы не были когда-нибудь
загрязнены в его прошедшей земной жизни из-за безнравственного
поведения. Дать совершенно точное описание процедуры очистки для меня
тоже невозможно. Об этом я постоянно получаю самую разную информацию. У
меня сложилось впечатление, что метод очистки вызывают в душе чувство
неудовольствия из-за производимой в ней работе (так относительно души
Флексига как-то зашла речь о необходимости для него заняться исполнением
“чёрной работы”) или недовольство это связывалось с необходимостью
нахождения под землёй, в которой приходилось пребывать, чтобы пройти до
конца процесс очищения.
Кто для всего этого захочет применить слово “наказание”, будет в
определённом смысле прав. Различие с понятием человеческого наказания
будет состоять только в том, что целью здесь будет не причинение
виноватому чего-то дурного, а лишь создание необходимых предпосылок для
очищения. Так что становится понятным, что существующие традиционные
представления в большинстве религий об аде, чистилище огнём и т. д.
должны быть частично исправлены. Очищающиеся души должны будут в период
очищения научиться языку, на котором говорит сам Бог, так называемому
“основному языку”, несколько старомодному, но всегда мощному родному,
немецкому языку, который столь богат на эвфемизмы (например, награда
вместо наказания, яд вместо пищи, сок вместо яда, нечистый вместо святой
и т. д. Самого Бога называют “предупредительным к тем, кто есть и
будет” – иное название вечности -, а обращаются к нему “навечно
преданный Вашему Высочеству”.) Очищение является чем-то вроде
“экзамена”; души, не прошедшие испытаний методом очищения, называют не
“неиспытанными душами”, как следовало бы ожидать, а совершенно обратно, в
полном соответствии со склонностью древнего немецкого зыка к эвфемизмам
– “испытанные души”. Находящиеся пока в процессе очищения души
называются по-разному: “сатана”, “чёрт”, “старший чёрт” и “земной чёрт”;
последнее выражение, по-видимому, и является указанием на подземное
пребывание. “Черти” и т. д., когда они появляются в виде мимолётно
являющихся людей, имеют специфическую окраску (напоминая красную
морковку) и своеобразный отвратительный запах, который я ощущал в
огромном количестве случаев, находясь в так называемой Пирсонской
больнице в Косвиге (не могу представлять её иначе как чёртову кухню). Я,
например, узнал в господах фон В. и фон О., с которыми познакомился в
Остзеебад Варнемюнде, чертей со специфическим красным лицом и красными
руками, а в тайном советнике В. – старшего чёрта.
Об Иуде Искариоте я узнал, что из-за совершенного им предательства
Иисуса Христа он стал земным чёртом. Но нельзя этих чертей, в
соответствии с понятиями христианской религии, представлять себе как
силы враждебные Богу, наоборот, эти черти почти всегда отличаются
больной богобоязненностью, им осталось только завершить прохождение
очищения. Приведённую мной выше идею, что Бог говорит на немецком зыке в
форме так называемого “основного языка”, естественно, нельзя понимать
как то, что блаженство предназначено только для немцев. Хотя немцы в
новое время (вероятно, начиная с эпохи реформации, а возможно и начиная с
переселения народов) всегда были избранным народом Бога, на языке
которых, прежде всего Он и говорил; если смотреть последовательно на
историю в этом смысле, то вначале таким избранным народом Бога – как
наиболее нравственным народом – были древние евреи, древние персы
(причём, они-то в особенно большой степени оказались избранными, о чём
смотри более подробно дальше), “греко-романцы” (возможно, во времена
расцвета древних греческих и римских цивилизаций, а может быть и
“франки” во времена крестовых походов) и под конец немцы. Для Бога в
результате вхождения в сообщество с нервами людей легко понятными стали
языки всех народов.
Именно таким способом все души, находящиеся со мной в процессе вхождения
в сообщество, так как они обмениваются со мной мыслями, сейчас понимают
меня, например, все знакомые мне языки, понимают греческий, когда я
читаю греческую книгу и т.д.
Цели очищения нечистых человеческих душ, по-видимому, служит и
метаморфоза души, которая осуществилась достаточно сильно, о чём мне
говорят различные переживания. Соответствующие человеческие души тут
призываются к новой человеческой жизни, воплощаясь в другое тело,
возможно под воздействием какого-либо смутного воспоминания о своём
прошлом существовании, а внешне это проявляется путём нового рождения,
как обычно это и бывает с людьми. Я не отваживаюсь выставлять об этом
более смелые догадки, скажем о том, предназначена ли метаморфоза душ для
очищения или же она служит для иных целей (заселению других планет?).
Мне стало известно от говорящих мне голосов, а возможно и другими
путями, несколько случаев, когда люди в следующей земной жизни получали
намного более низкое положение, чем имели в прежней жизни. Возможно,
здесь сказался определённый вид наказания.
Особенно замечательный случай произошёл с господином фон В., чья душа
какое-то время, как сейчас это делает душа Флексига, оказывала очень
глубокое влияние на мои отношения к Богу, а потому и на мою личную
судьбу. То, что здесь, как и раньше, я называю имена людей, которые
находятся сейчас среди живущих и в то же время веду речь о метаморфозах,
которые души этих людей переживают, на первый взгляд, естественно,
кажется явным противоречием. В действительности же здесь перед нами
загадка, которую и мне не удаётся разрешить до конца. Скорее всего, её
вообще невозможно разрешить чисто человеческому рассудку. И, тем не
менее, соответствующие факты в нескольких случаях, а именно в отношении
душ В. и Флексига, являются для меня абсолютно достоверными, так как в
течение многих лет я ощущал непосредственные воздействия этих душ на
своё тело. А то, что соответствует душе Флексига или части души
Флексига, так это я ещё и сейчас ощущаю ежедневно и ежечасно.
Приблизительное объяснение закономерностей подобного рода я попытаюсь
привести попозже, когда поведу речь о так называемых людских забавах.
Предварительно будет вполне достаточно указания на возможность лечения
души, что позволяет предположить, что определённые нервы разума ещё
живущего человека (которые сохраняют в соответствии с уже приведёнными
мной замечаниями полную идентичность сознания этого человека, хотя и
длится это возможно лишь в течение короткого времени) могут играть
какую-либо иную роль для его тела.
Воплотившийся в господина фон В. занимал в то время, когда я был в
Пирсонской больнице (“чёртовой кухне”), место старшего надзирателя этого
учреждения. По моим тогдашним представлениям, – которые я ещё и сегодня
не могу опровергнуть – это был не реальный человек, а “мимолётно
являющийся человек”, то есть посредством чуда, сотворённого Богом, душа,
временно превращённая в образ человека. За прошедшее время фон В. на
пути метаморфозы души должен уже начать вести свою вторую жизнь в
каком-нибудь другом теле.
Полностью очищенные души под воздействием процесса очищения поднимаются в
небеса, получая там вечное блаженство. Блаженство это заключается в ни
на минуту не прекращающемся наслаждении, и всё это в присутствии Бога.
Для людей представление о вечном ничегонеделании является чем-то
невыносимым, так как человек уже настолько привык к работе, что как
говорит пословица, только работа и делает жизнь сладкой. Только не стоит
забывать, что душа это не совсем то, что человек, а потому будет
недостаточным сказать, что измерять человека стоит по его ощущениям.
Рихард Вагнер, как бы догадываясь о таких закономерностях, заставляет
своего Тангейзера, испытывающего наибольшие наслаждения любви, сказать:
“Ах, я так и остался смертным и для меня слишком велика твоя любовь;
если только Бог может наслаждаться любовью бесконечно, то я согласен на
любые метаморфозы”. Да и вообще у наших писателей по самым разным
поводам можно найти пророческие догадки, которые ещё больше убеждают
меня в том, что божественные послания путём вхождения в сообщество (в
состоянии сна) стали частью их души. Для души как раз непрерывные
роскошь и наслаждение, как и воспоминания о своём человеческом прошлом,
являются наивысшим счастьем. При этом души способны обмениваться друг с
другом своими воспоминаниями и посредством божественной (так сказать,
специально для этого предназначенной) транспортации в форме лучей
следить за жизнью тех, ещё живущих на Земле людей, которыми они
интересуются, своими родственниками, друзьями и т.д. А после смерти
близких людей души, скорее всего, смогут помогать им возвыситься до
состояния блаженства. Совершенно неверно представление, что, например,
счастье души, будет поколеблено из-за того, что она увидит своих
родственников, живущих на Земле в несчастливых условия. На самом же деле
души, хотя и обладают способностью сохранять воспоминания о своей
прошлой человеческой жизни, это не относится к новым впечатлениям,
воспринимаемым их душой, во всяком случае, это невозможно на какое-либо
длительное время. Это естественная забывчивость души, которая все новые,
неприятные впечатления мгновенно устраняет. Внутри блаженства
существуют градации в зависимости от силы, которой добились нервы в
прежней человеческой жизни, а возможно ещё и от количества нервов,
которые необходимы для принятия в небеса.
Мужское блаженство считается более высоким, чем женское блаженство,
последнее, по-видимому, заключается, прежде всего, в непрерывном
ощущении наслаждения. Далее, существуют души, например, души Гёте,
Бисмарка и т. д., которые могут в течение столетий сохранять своё
самосознание (идентичность сознания), в то врем как душа рано умершего
ребенка, возможно, будет жить только столько лет, сколько она прожила
человеческой жизнью. Вечная жизнь сознания, которым был тот или иной
человек, не отпущена ни одной человеческой душе. Скорее всего, конечное
предназначение всех душ – это слияние с другими душами, чтобы
объединиться в высшее единство, чувствуя себя при этом составной частью
Бога (“преддверием небес”). Это, следовательно, не означает реальной
гибели конкретной души – а потому душе и предназначена, вечная жизнь -,
просто душа окажется живущей в другом сознании. Только ограниченный
способ рассмотрения действительного положения вещей сможет усматривать в
этом несовершенство блаженства по сравнению с личным бессмертием в
смысле например христианских религиозных представлений. Но какой же ещё
интерес должна иметь душа, чтобы ещё раз вспомнить своё имя, которое у
неё было, когда она жила среди людей, и свои тогдашние отношения с
близкими, если только не то, что её дети и дети детей скоро приобретут
вечный покой, как и многочисленные другие поколения, предназначенные к
земной смерти, а возможно к этому придёт и вся нация, вычёркивающая себя
из рядов живущих народов, нация, считать которую родной привыкла душа.
Вот таким способом – ещё пребывая в флексигской больнице – я и
познакомился с транспортацией, которая оказалась транспортацией структур
блаженных человеческих душ, достигших высшего единства – это было и в
Древнем иудаизме (“транспортация Иеговы”), в Древней Персии
(“транспортация Зороастры”) и в Древней Германии (“транспортация Тора и
Одина”). Среди них я не нашёл ни одной души, которая бы помнила, какое
имя было у неё тысячи лет назад, когда она жила земной жизнью того или
другого народа.
Только что приведённое изложение относительно “преддверья небес”
одновременно позволяет учитывать вечное возвращение вещей и явлений,
лежащее в основе мирового порядка. Создавая что-нибудь, Бог в
определённом смысле экстериоризует часть самого себя или наделяет часть
своих нервов новым образом. Возникающая в результате этого кажущая
потеря вновь возмещается, когда спустя столетия и тысячелетия, ставшие
блаженными нервы умерших людей, которым во время их земной жизни
созданные Богом вещи служили для сохранения физической жизни,
возвращаются ему в качестве “преддверия небес”.
Над “преддверием небес” и парит Бог, которому в отличие от этого
“переднего божьего царства” предназначено “заднее Божье царство”. Заднее
Божье царство было вынуждено разделиться на две своеобразных части:
нижнего Бога (Аримана) и верхнего Бога (Ормуцда). Я ничего не могу
сказать определённого о значении такого разделения (далее читатель
встретит заметки о “кастрировании”, которые немного пояснят мои мысли)
как только то, что низший Бог (Ариман) по-видимому, предпочитает
народы, которые первоначально отличались явным преобладанием брюнетов
(семиты), а верхний Бог – отличался особым предпочтением блондинов
(арийские народы). Интересно, что догадки о таком разделении встречаются
в религиозных представлениях многих народов. Бальдер германцев, Белобог
(белый Бог) или Свентовит славян, Посейдон греков и Нептун римлян
идентичны с Ормуцдом и Воданом (Одином) германцев, Чернобогом (чёрный
Бог) славян, Зевс греков и Юпитер римлян – с Ариманом. Низшие и высшие
Боги под именами Аримана и Ормуцда были названы мне говорившими со мной
голосами вначале июля 1894 года (примерно в конце первой недели моего
пребывания в здешнем учреждении). С тех пор эти имена я слышу
повседневно. То, что для низшего и высшего Богов я хочу сохранить
названия соответствующих персидских божеств, связано главным образом с
тем, что древние персы (естественно, до последующего упадка их
цивилизации) в совершенно особом смысле являются “избранным народом
Бога”, говоря другими словами, это – народ, наделённый особенно большой
нравственностью. Эта гипотеза подтверждается и необычайной мощью
транспортации, которую я воспринимал в случае “транспортации Зороастры”.
Имя Ариман впрочем, встречается и в “Манфреде” лорда Байрона, когда
говорится о самоубийстве. Этот временной пункт совпадает с ослаблением
переднего Божьего царства, с которым до того я находился в связи
(примерно с середины марта 1894 года).
Представленная мной картина о природе Бога и жизни человеческой души
после смерти в некоторых отношениях серьёзно отличается от христианских
религиозных представлений на эту тему. И, тем не менее, сравнение как
мне кажется, может идти только на пользу. Это никак не связано с
всеведением и вездесущностью Бога в том смысле, что Бог постоянно
смотрит внутрь души каждого живущего человека, воспринимая любое
чувственное побуждение его нервов, то есть, в каждый данный временной
пункт “испытывает сердце и думы”. Только этого будет явно недостаточно,
так как после смерти нервы людей вместе со всеми имеющимися в них
впечатлениями, которые они накопили за время своей жизни, открыто лежат
перед глазами Бога; Бог с успехом, абсолютно без ошибок может сделать
вывод об их достойности к принятию в царство небес. А в остальном будет
вполне достаточно способности, как только на то будет повод, путём
вхождения в сообщество увидеть то, что творится в душе конкретного
человека. С другой стороны в набросанной мной картине полностью
отсутствуют черты строгости или нецелесообразной жестокости, которыми
наделены некоторые представления христианской религии и ещё в большей
степени представления других религий. Весь мировой порядок в
соответствии с этим представляет из себя “чудесную конструкцию” (и опять
же это выражение изобретено не мной. Сам бы я – естественно на далее
упоминаемом языке мыслей и нервов – говорил о чудесной организации, но
как только я подумал об этом, извне мне было дано выражение “чудесная
конструкция”), и против её величия все другие представления, которые
создали люди и народы за время их отношений к Богу, на мой взгляд, мало
что значат.