Статья. Отто Ранк МИФ О РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ – САРГОН, МОИСЕЙ, КАРНА

Статья. Отто Ранк МИФ О РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ – САРГОН, МОИСЕЙ, КАРНА

САРГОН

Вероятно, древнейшим из дошедших до нас мифов о герое является миф, датируемый
периодом основания Вавилона (около 2800 г. до Р.Х.) и касающийся истории рождения его
основателя, Саргона Первого. Буквальный перевод этой истории — которая, судя по
характеру изложения, является, по-видимому, подлинной записью самого царя Саргона —
звучит следующим образом*:

“Я, Саргон, могущественный царь, Царь Аккада. Моя мать была весталкой, отца своего я не
знаю, брат же моего отца жил в горах. Мать моя, весталка, выносила меня в моем городе
Азупирани, расположенном на берегу Евфрата. В укромном месте она родила меня. Она
положила
меня в корзину из камыша и, залив крышку смолой, опустила ее в воду, которая не
поглотила меня. Река принесла меня к Акки, водоносу. Водонос Акки по доброте своего
сердца вытащил меня из воды; водонос Акки вырастил меня как своего собственного сына;
водонос Акки сделал меня своим садовником. Когда я работал садовником, меня полюбила
Иштар, я стал царем и царствовал в течение 45 лет“.______________________________________

*      Различные переводы, частично искажающие текст, отличаются лишь несущественными деталями. Ср.
Hommel: History of Babylonia and Assyria, Berlin, 1885: p.302 (где также можно найти истоки предания), а также
A. Jeremias; The Old Testament in the Light of the Ancient Orient, Leipzig, 1906, p.410

МОИСЕЙ

Библейская история рождения Моисея, представленная в главе 2 Исхода, обнаруживает
сходство с легендой о Cap-гоне и даже почти буквальное соответствие отдельных моментов*.
Уже в главе 1** повествуется о том, что фараон приказал своим людям бросать в воду всех
сыновей, родившихся у евреев, тогда как их дочерям разрешалось жить; причина такого
распоряжения заключалась в чрезмерной плодовитости израильтян. В главе 2 говорится
следующее:

“Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и
родила сына, и видя, что он очень красив, скрывала его три месяца. Не могши долее скрывать
его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее
младенца, поставила в тростнике у берега реки.

А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку
мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и
послала рабыню свою взять ее. Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и
сжалилась над ним и сказала: это из еврейских детей._____________________________________

*В связи с таким сходством нередко считают, что повествование в Исходе основано на легенде о Саргоне, но при этом не

обращают должного внимания на некоторые фундаментальные различия, которые будут детально рассмотрены в ходе

интерпретации.

** Первоначально в этом древнейшем повествовании родители Моисея, как и все остальные персонажи имен не имели.

Имена были присвоены им в религозной трактовке. Глава 6 (20) гласит: “Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жены; и

она родила ему Аарона и Моисея” (и их сестру Мириам. Числа, 26:59). Сравните также: Winckler: History of Israel. II.       

И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе
кормилицу из Евреянок, чтобы она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала
ей: сходи. Девица пошла, и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми
младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила
его.

И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына,
и нарекла имя ему Моисей*, потому что, говорила она, я из воды вынула его”
Это повествование было дополнено в мифологии раввинов рассказом о событиях,
предшествовавших рождению Моисея. В шестидесятый год после смерти Иосифа
Фараон, правивший в то время, увидел во сне старца, державшего в руках весы со всеми

обитателями Египта на одной чаше и единственным ягненком — на другой, но тем не
менее ягненок перевешивал всех египтян. Встревоженный царь тут же обратился к
мудрецам и астрологам, которые объявили, что сон предсказывает, что у израильтян
родится сын, который приведет к краху весь Египет. Царь был напуган и тут же повелел
предавать смерти всех новорожденных детей евреев по всей стране Из-за этого
тиранического приказа левит Амрам, живший в Госене, решил разлучиться со своей
женой Иохаведой, дабы не обречь заведомо на верную смерть детей, зачатых от него. Но
позднее его решению воспротивилась его же дочь, Мириам, которая с убежденностью
прорицательницы предсказала ему, что тот ребенок, что приснился царю, выйдет из лона
ее матери и станет освободителем своего народа”.

Посему Амрам вернулся к своей жене после трехлетней разлуки. По истечении трех
месяцев она зачала и затем родила сына, в момент рождения которого весь дом напол

*       Согласно Винклеру (Winckler Babylonian Mental Culture, p. 119), это имя означает “Водочерпий” (см. также
Winckler: Ancient Oriental Studies, III, 468, etc.), что еще сильнее сближает легенду о Моисее с легендой о Саргоне,
так как имя Akki означает “Я черпал воду”

**     Schemot Rabba, fol 2, 4. Вторая книга Моисеева (Исход, 1: 22) гласит что астрологи рассказали фараону о
женщине, вынашивающей Спасителя Израиля.______________________________________________________________

нился удивительным сиянием, подтверждающим истинность пророчества (см. Bergel:
Mythology of the Hebrews, Leipzig, 1882).

Подобные повествования представлены относительно рождения и родоначальника еврейской
нации, Авраама. Он был сыном Фарры (Тераха), бывшего капитаном у Нимрода, и Амтелай.
Перед его появлением на свет звезды открыли царю Нимроду, что ребенок, который будет
рожден, свергнет с престола могущественных властителей и овладеет их землями. Царь
Нимрод вознамерился убить ребенка сразу же после рождения. Но когда Фарре (Тераху)
велели принести мальчика, он сказал: “Воистину у меня родился сын, но он умер”. После чего
он предъявил чужого ребенка, а своего собственного сына укрыл в пещере под землей, где
Бог дал тому возможность кормиться молоком из пальца правой руки. Говорится, что в этой
пещере Авраам оставался до третьего (согласно другим источникам, до десятого) года своей
жизни (ср.: Beer: The Life of Abraham, относительно интерпретации еврейских преданий; см.
также Wunsche: From Israels Temples of Learning, Leipzig, 1907). Что касается следующего
поколения, в рассказе об Исааке снова появляются те же мифологические темы. Перед его
рождением царя Авимелеха предупреждают во сне не входить к Саре, ибо это принесет ему
много горя. После долгого периода бесплодия она наконец рождает сына, который, будучи
обречен (в этом повествовании позднее в своей жизни) быть принесенным в жертву
собственным отцом (приемным отцом) Авраамом, в конце концов был спасен Богом. Но
Авраам изгоняет своего сына Измаила вместе с матерью мальчика, Агари (Бытие, 20:6. См.
также: Bergel, loc. cit.).

КАРНА

Близкая связь с легендой о Саргоне также наблюдается в некоторых чертах истории
рождения героя Кармы из древнеиндийского эпоса* Махабхарата. Содержание легенды кратко
изложено Лассеном**.

Принцесса Притха, известная также как Кунти, будучи девственницей, родила мальчика
Карну, отцом которого бы/, бог солнца Сурья. Юный Карна родился с золотыми украшениями
своего отца в ушах и в прочной кольчуге. Мать в своем горе утаила мальчика и оставила его
на волю судеб. В адаптации Хольтцмана*** стих 1458 гласит: “И тогда я и моя служанка
сплели из тростника большую корзину, накрыли ее крышкой и залили воском; в эту корзину я
положила мальчика и отнесла его к реке Аква”. Держась на волнах, корзина достигла Ганга, а
по нему доплыла до самого города Кампа. “По берегу реки проезжал возничий, благородный
друг Дхритараштры, а с ним была Радха, его прекрасная и благочестивая супруга. Она была в
глубокой печали, ибо бог не подарил ей сына. Она увидела корзину в реке, которую волны
прибили вплотную к берегу; она обратила на нее внимание Азиратха, который пошел и достал
ее из воды”. И эта чета стала заботиться о мальчике и вырастила его как своего собственного
ребенка.

Позднее Кунти вышла замуж за царя Панду, который был вынужден воздерживаться от
брачного ложа, ибо проклятие обрекало его умереть в объятиях своей супруги. Но Кунти,
снова зачав от бога, рождает трех сыновей; один из них рождается в берлоге волка. Вскоре
Панду умирает в объ-

*       В этой связи также следует упомянуть индусскую легенду о рождении мифического царя, носившего титул

Викрамадитья. Здесь снова повторяется бесплодный брак родителей, чудотворное зачатие, зловещие

предостережения, брошенный в лесу мальчик, его вскармливание медом, и наконец, его признание отцом (см. Julg:

Mongolian Fairy Tales, Innsbruck, 1868, p.73, etseq)

**     Hindu Legends. Karlsruhe, 1846, Part II, p. 117-127

***   Hindu Legends, I. c.________________________________________________________ ____________

ятиях своей второй жены. Сыновья растут, и на устроенном ими турнире появляется Карна,
дабы помериться силами с лучшим из воинов, с Арджуной, сыном Кунти. Арждуна с
презрением отказывается сражаться с сыном возничего. Чтобы сделать его достойным
противником, один из присутствующих на турнире нарекает его царем. Тем временем Кунти
узнает в Карне своего сына по божественной отметине и умоляет его отказаться от поединка
со своим братом, открыв ему тайну его рождения. Но Карна принимает ее откровение за
вымысел и продолжает настаивать на своем желании. Он погибает в поединке, сраженный
стрелой Арджуны. (Ср. с подробным рассказом в Lefmann: History of Ancient India, Berlin, 1890,
p.181, etseq.)

Поразительное сходство в отношении структуры в целом можно обнаружить между легендой
о Карне и историей рождения Иона, родоначальника ионийцев, о котором сравнительно
позднее предание повествует*:

В пещере скалы Афинского Акрополя Аполлон и Креуса, дочь Эрехтея, зачали сына. В этой
же пещере мальчик родился и был брошен на произвол судьбы; мать оставила ребенка в
плетеной корзине, в надежде на то, что Аполлон не позволит своему сыну погибнуть. По
велению Аполлона той же ночью Гермес относит ребенка в Дельфы, где утром на пороге
храма его находит жрица. Она воспитывает ребенка, и когда мальчик становится юношей,
делает его служителем храма. Позднее Эрехтей отдает свою Креусу в жены Ксуту. Так как их
брак долгое время оставался бездетным, супруги обратились к Дельфийскому оракулу, моля
о благословении потомством. Бог открывает Ксуту, что первый, кого он встретит, покинув
святилище, будет его сын. Тот спешит выйти из храма и встречает юношу, которого радостно
приветствует как своего сына и дает ему имя Некоторое означает “ходок”. Креуса
отказывается принять юношу в качестве сына, ее попытка отравить его терпит_________

*В отношении Иона Еврипида см. Roscher (ed.): Extensive Dictionary of Greek and Roman Mythology. Там, где не
приводится другого источника, все греческие и римские мифы взяты из этого издания, в котором также приведен
перечень всех источников.

неудачу, и взбешенные люди восстают против нее. Ион намерен напасть на Креусу, но
Аполлон, не желая, чтобы сын убил свою мать, озаряет разум жрицы истиной. По корзине, в
которой нашли новорожденного, Креуса признает в нем своего сына и открывает ему тайну
его рождения.

Опубликовано:14.04.2020Вячеслав Гриздак